Дербент — что посмотреть туристу самостоятельно за 1 день? | Особенности Дербента, интересные факты
Краткий обзор моей случайной поездки в Дербент в марте 2022 года: что посмотреть, особенности города, интересные факты..
Так получилось что я опоздал на рейс в Махачкале, и у меня было почти два свободных дня до следующего рейса. Решил остановиться в Дербенте, что в 55 км от азербайджанской границы и в 107 км от махачкалинского аэропорта Уйташ.
Решение остановиться именно в Дербенте родилось после того как “пробежался” по Google картинкам, из которых стало ясно что в Махачкале кроме как посмотреть местные памятники и музеи, делать туристу особо нечего.
Вид с крепостной стены Нарын-Кала на Дербент
Не люблю я скучные музеи и невзрачные памятники, даже с хорошей историей, мне больше по душе красивые фотогеничные места, где можно сделать хорошие фотки. Поэтому обычно во всех моих отчетах о поездках фигурируют в основном лишь архитектурные достопримечательности и природа.
Дербент не стал исключением, и учитывая что у меня был лишь один полноценный день, я выбрал пять мест для посещения:
Все они находятся непосредственно в городе, за исключением необычного корабля-самолёта, покоящегося на берегу Каспийского моря, в районе строящегося парка Патриот, что в 20 км от Дербента.
Содержание статьи
Крепость Нарын-Кала
Нарын-Кала — древняя цитадель, возвышающаяся над Дербентом, с крепостных стен которой открывается шикарный вид на город и море. На территории сохранились бани, резервуары для воды на случай осады и руины древних построек. В целом тут всё красиво и ухожено.
Вообще эта крепость — это главная центральная часть Дербентского крепостного комплекса, выполнявшего оборонительные функции на протяжении 15 веков. Он включает в себя крепость, от которой идут две длинные городские стены, которые в прошлом полностью перекрывали проход и уходили в море, образуя порт.
Вход стоит 150 рублей — для взрослых, 50 — для детей и 250 — для иностранцев. Часы работы — с 9 до 18 часов.
Это главный вход на территорию Нарын-Кала:
перед ним находится памятник классику персидской поэзии Низами Гянджеви:
это вид на памятник со стороны главного входа:
отсюда тоже открывается хороший вид на город и на древнее кладбище — справа:
эта дверь (ниже на фото) ведёт на территорию крепости, но вход непосредственно в крепость будет чуть дальше:
здесь классные лавочки, их "классность" в том, что если повезёт и не будет толп людей, можно сделать хорошие фотки
типа таких
или таких
а вот я вхожу в главный вход в крепость
здесь находится касса с ценами:
И далее я уже на внутренней территории крепости:
а здесь была подземная тюрьма:
у меня страсть к кладбищам и необычным и красивым памятникам (ранее я писал о кладбище Пер-Лашез в Париже), не смог обойти их и здесь:
Старый город с крепостными стенами
От крепости Нарын-кала в сторону берега идут две длинные городские стены (северная и южная) с башнями, которые в прошлом полностью перекрывали проход и уходили в море, образуя порт.
Сегодня древняя часть город (старый город) заключена между этими двумя стенами. Южная стена была по большей степени снесена в XIX веке, в то время как Северная в значительной степени сохранилась в первозданном виде и идет почти до самого берега.
Это единственный в России сохранившийся памятник древнеперсидского фортификационного зодчества.
Сам старый город не очень ухоженный, здесь в основном обычные жилые дома и узкие улицы. То есть с архитектурной точки зрения в основном ничего интересного. Возле некоторых участков стены разбиты парковые зоны.
Это мы подъехали к один из ворот Старого города:
это вид изнутри на них:
а это облагороженные участки города с внешней стороны крепостной стены:
Дербентская Джума-мечеть
Мечеть Джума в Дербенте строилась в 733-734 годы, сегодня это важная достопримечательность города и одна из древнейших мечетей России. Находится в Старом городе, внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО.
Приморский парк и пляж
Вообще в Дербенте можно было бы соорудить 20-ти километровую набережную с множеством пляжных зон, но видимо это никому не нужно. Поэтому в городе есть только Приморский парк и пляж, протяженность около одного километра. Здесь недавно при участии Сбера сделали парковую зону и обустроили пляж.
Экраноплан "Лунь"
Этот уникальный военный корабль-самолёт появился в окрестностях Дербента в 2020 году (его прибуксировали сюда по морю из Каспийска). В 2023 году он станет главным экспонатом строящегося здесь парка "Патриот".
Фактически это 74-метровое морское судно с крыльями самолета (размах крыла 44 метра), создающими подъемную силу, позволяя ему приподниматься над плоской поверхностью на 1-5 метров и развивать скорость до 500 км/ч. Кроме того, он не виден на радарах.
Из-за высокой скорости “Лунь” предполагалось использовать как боевое наступательное судно, поэтому он имеет 6 пусковых установок с ракетами.
Мы подъехали прямо по пляжу на машине непосредственно к экраноплану. По дороге сюда не доехать — она либо закрыта строительным забором, либо заканчивается у пляжной полосы. Территория вокруг не охраняется, можно было подойти совсем близко, что я и сделал.
Особенности Дербента – интересные факты
Для тех кто не в курсе – это реально один из древнейших и красивейших городов Северного Кавказа. Ему свыше 5000 лет, считают археологи. В 2003 году ЮНЕСКО признало старую часть Дербента всемирным наследием человечества.
что мне понравилось:
- крепость над городом
- центральный район с малоэтажной исторической застройкой
- набережная и пляж (небольшой облагороженный участок)
- море и свежий воздух
что не понравилось:
- система платежей Dagpay (об это чуть ниже подробнее)
- многоэтажные новостройки, которые уродуют городской ландшафт
- неухоженные улицы и дворы, ужасные подьезды и много мусора на улицах
- отсутствие единой набережной
- проблемы с водоснабжением в городе
Во многих местах — в магазинах, кафе и ресторанах не принимают карты, только наличка или переводы с карты на карту. Как я понимаю здесь это считается нормой, вот например так выглядит так называемая система “Dagpay” в ресторанах:
Ну зачем уродовать город высотными новостройками? Дербент имеет свою уникальную застройку 1-2 этажными домами, благодаря которой его и называют одним из самых красивых городов Северного Кавказа. Ну почему нужно обязательно в центре строить уродские многоэтажки, когда там столько места вокруг пустует.
В исторической части города чисто, но в остальной, особенно на окраинах — много мусора, люди свиначат и не убирают видимо вообще.
Хоть город и простирается вдоль Каспийского побережья, центральной единой набережной здесь нет, а жаль, ведь у Дербента есть всё для того чтобы быть отличным морским курортом и комфортным городом для жизни. Только это никому из местных чиновников видимо не нужно, раз ничего этого сейчас в городе нет.
Много лет в Дербенте проблемы с водоснабжением жилых многоквартирных домов и со слов местных жителей власти их никак на практике не решают. Наверное есть дела поважнее чем перебои воды у жителей.
Во многих многоэтажках жителями созданы инженерные системы со скважинами (их бурят возле домов), насосами, накопительными баками и разводкой по квартирам. Всё это выглядит очень неаккуратно, да и незаконно, но действует. Если жить без этих систем — то придётся привыкать к тому что воду будут подавать лишь на пару часов в день, и она будет ужасного “ржавого” качества.
Вода из этих скважин хоть и значительно чище, чем из городского водопровода, но для питья всё же не годится — слишком соленая. Поэтому питьевую людям приходится покупать.
Кстати, многие дома с ужасными подъездами — сразу видно, с комунальной сферой в Дагестане явно что-то не то.
Кстати еще, поразило отсутствие в Дербенте и в Дагестане в целом привычных нам АЗС — нет ни одного известного бренда, только местные какие-то компашки, и по словам возившего меня водителя, качество бензина на многих оставляет желать лучшего.